Как умирают катализаторы?

В этой статье речь НЕ пойдет о том, что такое катализатор, где и зачем он устанавливается, принцип работы и т.п. Об этом полно статей в интернете и их несложно найти.

Вы узнаете:

  • как именно умирают катализаторы?
  • как определить причину смерти вашего катализатора?
  • что с этим всем потом делать?

Зачастую умерший катализатор –это всего лишь следствие другой проблемы.

Итак, рассмотрим несколько катализаторов, снятых с авто. Попытаемся сравнить внешний вид поврежденного катализатора с исправным.

На фото исправный катализатор, мы видим ровные четкие контуры сот катализатора без оплавлений, трещин, разрушений и загрязнений.

Катализатор

Важно также посмотреть через соты на свет, т.к. соты могут быть оплавлены или разбиты внутри и внешне такой катализатор может выглядеть абсолютно нормально.

Выглядеть на просвет катализатор должен так:

Катализатор на просвет

Теперь рассмотрим наиболее распространенные случаи, когда катализатор пришел в негодность:

Оплавление сот

Вид катализатора с расплавленными сотами

Вид катализатора с расплавленными сотами на просвет:

Многочисленные следы оплавления и спекания сот катализатора

На фото видны многочисленные следы оплавления и спекания сот катализатора. Подобное явление характерно для катализаторов с керамическими сотами.

Как видно из фото выше, катализатор частично сохранил свою пропускную способность, но т.к. площадь поверхности его сот сильно уменьшилась в результате их спекания, подобные повреждения сопровождаются появлением ошибки Р0420, снижением динамики автомобиля, иногда увеличением расхода топлива.

Такие случаи происходят в результате попадания несгоревшей топливовоздушной смеси в катализатор, где она впоследствии сгорает. Температура горения гораздо выше температуры выхлопных газов, на которые рассчитан катализатор, как следствие - оплавление сот.

Причины попадания топливовоздушной смеси в катализатор несколько:

  • Проблемы с зажиганием.

При пропуске или слишком позднем зажигании топливовоздушная смесь полностью или частично попадает в выхлопную систему и воспламеняется в ней.

На что смотреть?

  • на свечи

 На что обратить внимание: Повреждения или загрязнения изолятора, нагар (его цвет, равномерность, характер), зазор и состояние электрода, давность замены.

  • на высоковольтные провода

На что обратить внимание: Механические повреждения, слишком высокое сопротивление, давность замены.

  • катушки зажигания или модули

На что обратить внимание: Неисправность, давность замены.

  • Прогрев автомобиля на холостых оборотах.

При холодном запуске происходит обогащение топливовоздушной смеси, что вызывает неоптимальное ее сгорание. Сгорает она не полностью, и оставшаяся ее часть попадает в выпускную систему, где топливо конденсируется на холодных ее элементах (катализаторе).  Где при прогреве двигателя и повышении температуры выхлопных газов оно воспламеняется и расплавляет соты.

Чтобы этого избежать, греть двигатель нужно В ДВИЖЕНИИ! Это значит ехать на 2-3 передаче с оборотами 2-3 тыс. (для бензиновых авто) до начала движения температурной стрелки. Это наиболее щадящий и быстрый способ прогреть автомобиль.

К сожалению наш менталитет и ложные убеждения мешают большинству людей греть так мотор.

Особенно характерно эта проблема для катализаторов, расположенных близко к двигателю - на коллекторах и приемных трубах (реже).

  • Проблемы со смесеобразованием.

Проблема возникает при загрязнении форсунок некачественным топливом и как следствие неспособность распылить его нужным образом. Особенно часто встречается в системах непосредственного впрыска.

На что смотреть?

  • форсунки
  • подсос воздуха
  • топливный насос
  • забитый топливный фильтр

Загрязнение катализатора

Загрязнение катализатора

На фото катализатор с забитыми черным налетом сотами.
Пропускная способность такого катализатора близка к нулю.
Признаки: масложор, сильное снижение динамики автомобиля, увеличение расхода топлива. Ошибки появляются 50/50.
Такой черный жирный налет в большинстве случаев является следствием износа цпг, маслосъемных колец и повышенном расходе масла. Масло из цилиндров попадает в выпускную систему, оседает на стенках коллектора и катализаторе. Постепенно оно там закоксовывается и забивает его.

На что смотреть?

  • цпг

 На что обратить внимание: Компрессия, состояние маслосъемных колец, состояние стенок цилиндра, наличие черного жирного налета на выпускном коллекторе.
Стоит отметить, что для немцев, которым свойственен повышенный расход масла, данное явление не очень распространено. Производители знают об склонностях своих двигателей к масложору и учитывают это. Их катализаторы гораздо более устойчивы к подобным загрязнениям, у них немного больше ячейки сот, которые менее подвержены накоплению на себе критической массу «масляной сажи», более эффективно дожигая ее. Но и они рассчитаны только на исправный двигатель.

На фото ниже забитые металлические катализаторы с VW Touareg с пробегом более 330 000 км.

Забитые металлические катализаторы с VW Touareg

Они же с обратной стороны (какими должны быть):

Металлические катализаторы
Разрушение катализатора
Керамические катализаторы более подвержены разрушению, чем металлические, ввиду своей хрупкости.
Причины: резкий перепад температур (попадание воды из лужи на горячий катализатор), механические воздействия (удары, вибрация), износ, заводской брак, работа двигателя на предельных режимах.
На фото ниже один из примеров начала разрушения катализатора. Отчетливо видно ровную поверхность (как должно быть) и бугристую (как не должно быть). 
Данный катализатор был установлен на Mazda 3 с двигателем 2,0 литра. Сама керамика была еще достаточно прочной на ощупь, но в результате жестких режимов эксплуатации авто и его пробега (около 280 000 км) началась разрушаться.

Пример разрушения катализатора

На фото еще один наглядный пример разрушения катализатора.
Автомобиль Nissan Murano с двигателем 3.5 литра. Пробег 250 000 км. Автомобиль участвовал в ДТП, в котором пострадала передняя часть автомобиля.
У этого автомобиля V-образный двигатель и 3 катализатора. 2 коллекторных катализатора и 1 под днищем.

На фото слева наглядно видно один из разрушенных катализаторов на коллекторе, покрытый трещинами и с отколотым куском. Этот же самый кусок мы нашли перед следующим катализатором. На ощупь керамика была достаточно хрупкая и крошилась двумя пальцами. С ближней к двигателю стороны катализатор имел характерные разрушения, рассмотренные выше. Возможные разрушения вполне могли быть спровоцированы ДТП (т.к. это был катализатор, расположенный со стороны бампера), и усугублены режимом эксплуатации двигателя.

Из катализатора под днищем при снятии высыпалось большое количество керамической пыли. Также отчетливо видны забитые соты (предположительно остатками первого катализатора).

Из катализатора при снятии высыпалось большое количество керамической пыли.

Вывод: Почти всегда катализатор выходит из строя уже как следствие неграмотной эксплуатации, ДТП или других неисправностей двигателя и его систем. Замена или удаление катализатора зачастую не решает первоначальную проблему. Всегда необходимо проанализировать, что послужило причиной этого и устранить ее.

Специализированные автосервисы выхлопных систем в Москве

ЮВАО:
Остаповский пр-д, д. 9 , стр. 2
Ближайшее метро:
м. Текстильщики, м. Волгоградский проспект, м. Дубровка
ЮАО:
Каширское шоссе, д. 24
Ближайшее метро:
м. Каширская, м. Коломенская, м. Варшавская
ЗАО:
Можайское шоссе, 159к9
Ближайшее метро:
м. Кунцевская, м. Славянский бульвар, м. Молодежная
ЮЗАО:
ул. Намёткина, д.8
Ближайшее метро:
м. Калужская, м. Новые Черемушки, м. Каховская

Дружите с нами в соцсетях!

Мы в контакте
Мы в инстаграмм
Мы в Фейсбуке

Мы работаем без выходных! С 10.00 - 20.00

Июль   2018
В П В С T П С
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Отзывы наших клиентов

Огромное спасибо ребятам! Подобрали и установили насадки мне на Туарег. Сделали качественно! Сергей Иванович, Туарег
На машине умер катализатор, надо было срочно удалять, т.к. ездить невозможно было. Особенно порадовала скорость работы - 1 час 15 минут! Костян, Kia Ceed
Спасибки! Всё круто! Машинка ездит отлично!!! kiss Лена на Лексусе
Сделали раздвоение на оригинальных банках, удалили лишние перегородки внутри них. Поставили мои насадки. Получился отличный звук! Машинка рычит! И сделали красиво! Макс, 25, Audi
Приехал на раздвоение. Приняли без задержек. Все объяснили, показали что и как делать будут. Сделали очень аккуратно вырез на бампере под сторой глушитель. Мне понравилось. Спасибо! Дима, 38 лет, Киа Оптима
Был в сервисе на Наметкино. Понравилось удобное расположение и скорость выполнения. Когда попросил объяснить, что с машиной - получил подробную консультацию. В целом доволен. Ден, 25 лет, Шевроле Ланос